Когда и один в поле воин

23 января 2013
Известно, что радикально победить зло можно только одним способом – любовью. Эта евангельская истина зачастую кажется идеалистичной и потому недосягаемой. О том, как люди являли духовную стойкость в советское время будут говорить на конференции «Равнина русская»
Юлия Балакшина
Юлия Балакшина

Известно, что радикально победить зло можно только одним способом – любовью. Эта евангельская истина зачастую кажется идеалистичной и потому недосягаемой. О том, как люди являли духовную стойкость в советское время будут говорить на конференции «Равнина русская», организаторами которой стали Преображенское Содружество малых православных братств, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Российский Государственный гуманитарный университет, филиал  в г.Твери, Московский Государственный областной социально-гуманитарный институт при поддержке Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям церкви и общества.

О ней мы поговорили с сопредседателем оргкомитета конференции, магистром богословия, кан. филол. наук Юлией Балакшиной.

– На конференцию «Равнина русская» приглашен довольно большой круг людей, имеющих отношение к изучению истории ХХ века. Но при этом мне кажется, что сегодня именно эта часть истории в обществе не очень популярна. Какую цель вы ставили, организуя конференцию на подобную тему?

– Действительно, тема истории России ХХ века сейчас не очень популярна, хотя чрезвычайно актуальна. Без осмысления опыта ХХ века, без понимания того, что произошло со страной в целом и каждым человеком отдельно, невозможно двигаться дальше. Мы хотели найти новый разворот этой темы, хотели построить разговор так, чтобы он не давил людей очередным потоком тяжкой информации, а наоборот давал силы и вдохновение для того, чтобы жить и действовать здесь и сейчас. Ведь тот опыт духовного сопротивления, который был накоплен в советское время, очень нужен современному человеку. Сегодня мы внешне, может быть, находимся в других условиях, но на самом деле точно также подвергаемся какому-то давлению системы, обстоятельств, внешней объективированной и обезличенной реальности. И мы часто не знаем, как этому давлению противостоять, как сохранить себя, свою личность, как отстоять свои ценности.

Кроме задачи осмысления опыта духовного сопротивления, мы ставили перед собой цель собирания тех людей, которые этот опыт собирают и изучают. Члены Преображенского братства много ездили по стране, посещали места памяти о трагической истории XX века, общались с особыми людьми – хранителями этой памяти, проводили выставки о новомучениках и исповедниках Российских. Везде мы узнавали людей, которые так или иначе, часто только благодаря собственному энтузиазму, собирают уникальные исторические материалы, создают музеи, издают книги памяти. Зачастую они не видят поддержки ни от общества, ни от власти. Нам хотелось собрать таких людей, чтобы их поддержать, укрепить, познакомить друг с другом.

– Довольно смелое решение – соединить малоизвестных исследователей и признанные авторитеты.

– Да, обычно мы собирали на конференции Преображенского Содружества людей, которых давно знали, с которыми много общались, людей, так сказать, «надежных и проверенных». А сейчас созываем гостей со всех градов и весей, из очень далеких уголков нашей страны. На конференцию приедут ученые-историки из Москвы и Санкт-Петербурга и в то же время краеведы-любители из маленьких городов, которые и на карте сложно найти. Когда мы говорили о конференции с Натальей Дмитриевной Солженицыной, она отреагировала именно на эту попытку собрать людей с мест, из глубинной России. Это я бы назвала первой особенностью нашей конференцией.

Второй особенностью, надеюсь, будут совместные усилия по пониманию самого явления «духовного сопротивления». Дело в том, что говорить об опыте духовного сопротивления сложно. Практически все темы и тезисы, которые мы получили от наших докладчиков, сначала просто касались ситуации репрессий. Мало кто понимал, чего мы хотим, какую проблему ставим. Это и понятно. Ведь духовное сопротивление не просто стоически понимаемое человеческое достоинство, не попытка свести к минимуму меру компромисса с системой, но духовный акт, не объективируемый и личностный. Кого-то из докладчиков нам удалось сориентировать в эту сторону, кого-то нет. Видимо, в процессе самой конференции будет происходить совместный смысловой поиск того, что же такое это духовное сопротивление, какие конкретные формы оно имело, какие качества человека позволяли это сопротивление оказывать, в каких ситуациях в каких исторических точках оно являло себя.

– Какими еще персонами будет представлена конференция?

– Дали свое согласие на участие в конференции Ольга Александровна Седакова, директор Института генеалогических исследований Игорь Васильевич Сахаров, основатель Комиссии по  творческому наследию репрессированных писателей России В.А.Шенталинский. Из Петербурга приедут люди, стоявшие у истоков недавних раскопок в Петропавловской крепости, где были обнаружены жертвы расстрелов 1917-1918 гг. Прислал свой доклад Жорж Нива. С докладом о том, что знали на Западе о духовном сопротивлении в России, выступит ответственный редактор журнала «Новая Европа» Марта Дель Аста. Надеемся, что приедут прот. Николай Соколов и прот. Кирилл Каледа. Но вообще будет очень разнообразная публика: профессиональные историки, краеведы, писатели, литераторы, журналисты. Всего около сорока докладчиков. На итоговом круглом столе «Пути восстановления духовной стойкости и созидательной энергии нашего народа» обещали быть Александр Архангельский и Феликс Разумовский.

– В чем новизна такой постановки вопроса? Насколько известно, эта тема широко освещается на тех же конференциях общества «Мемориала»?

– Да, но люди, которые много лет занимаются темой советских репрессий, сегодня зачастую чувствуют свою ненужность и потерянность. Нам бы хотелось преодолеть это ощущение уныния и найти положительный смысл в опыте противостояния той чудовищной системе, которая была в нашей стране. Так что на нашей конференции речь пойдет не о том, как людей давили и уничтожали, а о том, какими резервами, какими силами, какими способами, каким духом человек этому сопротивлялся. Выявить подобный опыт – наша основная задача.

– На какие доклады стоит особо обратить внимание?

– Интересных докладов будет очень много. Даже сложно выделить что-то одно. Конечно, многого ожидаем от доклада Ольги Александровны Седаковой «"Залог величия его". Чувство реального как опора противостояния». Доклад Жоржа Нива имеет многообещающее название «Моральное сопротивление: от плена одинокого инакомысленного «на воле» до свободы пленников в лагере». И.В. Сахаров собирается говорить о традиционном жизненном укладе как возможном источнике противостояния строительству «нового мира».

Конечно, будут секции, посвященные опыту новомучеников и проблемам их канонизации. Будет секция, которая соберет людей из семей, переживших опыт гонений и обретших опыт сопротивления. Среди них, Елизавета Шик, дочь православного священника о. Михаила Шика, погибшего в лагере в 1938 году, Павел Рогозный, выходец из православно-протестантской семьи, выжившей и сохранившей веру в условиях антирелигиозного государства. В программу включена секция о творчестве и культуре, которые тоже давали людям силы для духовного сопротивления. Вести ее будет Виталий Шенталинский. Речь пойдет о лагерной поэзии «Леси Белоруски», о Н.Я. Мандельштам, о Н.Л. Трауберг. Мы старались включить в программу доклады, позволяющие соотнести российский опыт сопротивления с опытом европейским. Переводчица книги о Д. Бонхеффере Любовь Сумм выступит с докладом «Личная ответственность и совместная жизнь: сопротивление тоталитаризму в понимании и жизни Д. Бонхёффера».

Кроме секций в программе конференции запланирован вечер воспоминаний, в котором примут участие люди, имеющие личный опыт такого сопротивления: проф.-свящ. Георгий Кочетков, профессор СФИ Александр Копировский, прот. Павел Адельгейм, прот. Николай Соколов, поэт и богослов Ольга Седакова, председатель правления общества «Мемориал» Арсений Рогинский. Я многого жду от этого вечера, потому что, в конечном счете, о духовном сопротивлении трудно говорить объективировано; оно есть духовный акт, требующий языка свидетельства.

В последний день запланирован итоговый круглый стол под названием «Восстановление духовной стойкости и созидательной энергии нашего народа». Нам очень важно, чтобы конференция имела какой-то итог, направленный не только в прошлое, но и в будущее. Чтобы собранный и проанализированный опыт мог указать какие-то конкретные пути для восстановления духовной стойкости нашего народа.

Безусловно, эта конференция очень важна для церкви, а в чем ее актуальность для общества?

– Изначально конференция задумана как церковно-общественная. Мы предлагаем говорить и об опыте верующих людей, и о людях светских, которые также искали и находили какие-то пути и основания для противостояния злу, неправде. Зачастую таким путем становилась попытка творческой личности сохранить в себе саму эту способность творить в самых невероятных условиях и в самые невероятные времена. В других случаях люди сопротивлялись, сохраняя человеческую солидарность, вопреки навязываемой идеологической советской «общности», с одной стороны, и всеобщему страху и доносительству – с другой. Люди сохраняли и берегли человеческое общение и внутри семьи, и в кругу друзей, и в тюрьмах и лагерях. Для нас особо дороги все факты, демонстрирующие, как человек сохранял свое достоинство, свою честь, не продавал себя ни за идеологию, ни за материальное благополучие, ни за возможность физического выживания. Важно понять, ради чего он мог это делать.

-- Когда речь идет о сопротивлении и политических репрессиях, ассоциативный ряд идет дальше к словам диссиденты, оппозиционеры…

– Разговор будет о другом опыте. Явление диссидентства сформировалось довольно поздно в 60-е годы. У нас речь пойдет о более раннем периоде. Мы будем говорить о людях, которые искали не столько внешних путей противостояния системе, сколько внутреннего сопротивления ей. Например, Игорь Васильевич Сахаров, директор Института генеалогических исследований, собирается делать доклад о генеалогах, трудившихся в советской России. То есть о людях, которые работали в условиях, когда сам тема генеалогии была крайне неактуальной и непопулярной, когда никакого прошлого, тем более, родового прошлого, не требовалось. Но они, тем не менее, в лагерях, в ссылках продолжали этим заниматься. Ради чего? Оказывается, есть у человека какая-то внутренняя потребность, самостояние, долг перед историей, перед родом, перед страной и перед собой. Подобного рода духовные феномены мы и хотели бы выявить.

-- Будет ли у этой конференции какое-то продолжение?

– Посмотрим. Естественно, что по материалам конференции мы издадим сборник. Возможно, это будет началом серии конференций. Надо посмотреть по плодам, пока загадывать трудно.

 

Материал подготовили Елена Кудрявцева, Дарья Макеева
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще